Пенитенциарная педагогика

Пенитенциарная педагогика
   — отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний (см. Преступность несовершеннолетних). Термин "П.п." введён в научный оборот в 90-е гг. 20 в., ранее употреблялось понятие "исправительно-трудовая педагогика". Самостоятельная П.п. для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых рассматриваются в русле общей П.п. Как относительно самостоятельная наука исправительно-трудовая педагогика сформировалась в начале 60-х гг. 20 в., однако её основы были заложены ещё в 19 в. в рамках правовых, педагогических, философских и психологических исследований. В первом курсе тюрьмоведения (1889), разработанном профессором Сибирского университета И.Я. Фойницким, в "Основах тюремного дела" Н.Ф. Лучинского, "Очерках тюрьмоведения" С.В. Познышева, трудах Д.А. Дриля, И. Кучинского, П.И. Люблинского и других нашли отражение вопросы религиозно-нравственного, умственного, физического воспитания заключённых, средств и методов воздействия на них, роли личности служащего персонала в воспитании и пр.
   А.Я. Герд разработал педагогическую систему перевоспитания заключённых, которую апробировал в основанной им С.-Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей (1871). Его концепция исправления подростков строилась на принципах гуманизма и любви к детям, педагогического оптимизма, уважения к личности несовершеннолетнего, сотрудничества педагогов и воспитанников и др.
   В 1920-е гг. для подростков тюрьмы стали заменяться воспитательными учреждениями. Появились учреждения нового типа: реформатории для преступников молодого возраста (заимствованы у США), исправительно-трудовые колонии, испытательные учреждения для лиц, по отношению к которым имелись основания для послабления режима или досрочного освобождения. Декретами советской власти были законодательно закреплены цели таких учреждений - исправление осуждённых (1919) и система стимулирования исправления, разрешающая перевод осуждённых из более строгих форм изоляции к менее строгим и последующее досрочное освобождение (1921).
   Познышев в монографии "Основы пенитенциарной науки" (1923) П.п. рассматривал как деятельность по исправлению преступников. К её осн. категориям он отнёс понятия юридического и нравственного исправления, воспитательные возможности общеобразовательного обучения, культурно-просветительной работы, трудового воспитания заключённых. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1924) ввёл дифференцированную систему мест лишения свободы и определил основные средства перевоспитания: режим, труд, профессиональное и общеобразовательное обучение. Юристы Б.С. Утевский и Е.Г. Ширвиндт развивали тезис об исправимости преступников. В местах лишения свободы стали создаваться учебно-воспитательные части, педагогические коллегии, кружки по ликвидации неграмотности, школы I и II ступеней и др.
   Одним из основоположников советской исправительно-трудовой педагогики считается А.С. Макаренко. В 30- 50-е гг. П.п. практически не развивалась. В начале 60-х гг. в Высшей школе МВД СССР (осн. в 1929, в 1974 преобразована в Академию, с 1998 Академия управления МВД России) под руководством Утевского разработан первый курс исправительно-трудовой педагогики для специальных учебных заведений МВД. Исправительно-трудовая педагогика была включена как самостоятельный предмет в учебные планы, проводились семинары и конференции по обобщению воспитательной работы с осуждёнными. В эти годы сформировалась Вологодская система формирования направленно воспитывающих коллективов осуждённых.
   Первый учебник по П.п. издан в 1993. Объектом П.п. является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.
   Одна из важнейших категорий П.п. - исправление осуждённых. Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Степени изменения личности вполне сопоставимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. Но в процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности приобретают статус правовых.
   Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осуждённых. Тем не менее в процессе исправления возникают противоречия между педагогической целесообразностью и жёсткими правовыми предписаниями, т.к. правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы всегда конкретны и персонифицированы. Отрицательное отношение осуждённых к уголовному наказанию, как правило, переносится на воспитательные воздействия, на самих воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление воспитанию. Разрешение этого противоречия - в поиске оптимальных педагогических мер и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства.
   Особенностью процесса исправления является и его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция несовершеннолетнего человека от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Концентрация криминогенной части населения в одном месте также создаёт основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Все эти особенности обусловливают повышенные требования к профессиональному и нравственному уровню воспитателей, их педагогическому мастерству.
   П.п. рассматривает исправление как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфический процесс в исправительных учреждениях (см. Воспитательные колонии). К специфическим принципам воспитания в П.п. относятся: гуманное отношение к осуждённым в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений; участие в перевоспитании общественности.
   П.п. изучает взаимосвязи элементов системы исправления и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осуждённых, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными группировками осуждённых и пр.
   Современные тенденции П.п. связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осуждённых, гуманизацией этого процесса, подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в т.ч. благотворительных, религиозных и пр. Вопросы П.п. обсуждаются в ведомственном журнале "Преступление и наказание" (осн. в 1960).
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 195-196)
   — задачей П.п. является исправление и перевоспитание несовершеннолетних осужденных. Исправление мыслится как цель и результат перевоспитания и процесс самовоспитания личности. Современные тенденции П.п. связаны с гуманизацией педагогического воздействия.
   (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 181)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Пенитенциарная педагогика" в других словарях:

  • Исправительно-трудовая педагогика —     термин употреблялся до 90 х гг.    (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90 е годы XX века. Пятигорск, 2004. С. 181)    см. Пенитенциарная педагогика    Ч30в2 …   Педагогический терминологический словарь

  • Преступность несовершеннолетних —     составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Отрасли педагогики — Систематизация пед. знания возможна по разл. основаниям, в результате получается своего рода многомерная матрица. Выделяются разделы П. по отд. аспектам пед. исследования и пед. процесса. Методология П. изучает методы, методику и технику пед.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Макаренко, Антон Семёнович — (1888 1939)     педагог и писатель. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьков (см. Колония имени М. Горького). С 1927 совмещал работу в колонии с организацией …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитания осужденных психологический аспект — Воспитание осужденных подсистема всей системы воспитания в обществе, специфический процесс в исправительных учреждениях, в котором своеобразно преломляются закономерности и принципы воспитания, как то: соблюдение законности, гуманное и… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Воспитательные колонии —     в Рос. Федерации исправительные учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние 14 18 лет, осуждённые судом к лишению свободы. В.к. имеют два вида режима: общий и усиленный. В В.к. общего режима отбывают наказание… …   Педагогический терминологический словарь

  • Самовоспитания осужденных психологический аспект — Процесс самоуправляемого преодоления осужденным личностных деформаций, формирования и развития у себя качеств, способностей, опыта в соответствии с собственными идеалами и общественными требованиями к лицам, совершившим уголовные преступления.… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта  особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья …   Википедия

  • Кондратьев, Михаил Юрьевич — Михаил Юрьевич Кондратьев [[Файл …   Википедия

  • Утевский, Борис Самойлович — Борис Самойлович Утевский Дата рождения: 3 июля 1887( …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»